Справочник по самостоятельному
ремонту и обслуживанию автомобилей VOLVO.

Ремонт печки, климат-контроля. VOLVO S70, 850, V70I, C70I

Особенности системы контроля климата и печки

В этой статье речь пойдет о том, из-за чего может неправильно функционировать климатическая установка в вольво 850 и вольво 70й серии (s70,v70,c70 97-2000 годы). Практически все экземпляры этой платформы (напомню, что она называется volvo p80) оснащены 2х зонным климат контролем и кондиционером. Очень-очень редкие машины вместо климат-контроля имеют простую печку без автоматической регуляции силы и температуры потока. Таких машин совсем мало, а автомобилей без кондиционера нет вообще, за исключением самых первых выпусков вольво 850. Если не касаться кондиционера (об этом будет, а может уже есть на данный момент, отдельная статья), то климатическая установка устроена не очень сложно. Я расскажу о ней на примере volvo s70, но и в 850 она устроена примерно так же.

Весь климат-контроль состоит из следующих элементов:

  • Цифровой блок управления

  • 4 сервопривода заслонок:

    • 1 для изменения направления обдува

    • 2 для изменения температуры (для правой и левой стороны автомобиля)

    • 1 для включения режима рециркуляции воздуха

  • Вентилятор климатической установки

  • Контроллер вентилятора (в последующих платформах после 2000 года он стал размещаться в одном корпусе с вентилятором)

  • Датчик температуры салона

  • Датчик солнечного света

  • Датчик температуры на улице (его так же использует приборная панель и ЭБУ двигателя)

Сразу хочется отметить некоторые особенности работы системы.

Во-первых, если заслонка рециркуляции открыта, то, когда автомобиль стоит на месте, поток воздуха создаваемый вентилятором больше, чем когда автомобиль приходит в движение. При движении автомобиля и скорости свыше 10-20 км/ч обороты вентилятора падают. Видимо, это для компенсации набегающего на машину воздуха. Если заслонку рециркуляции закрыть, то дуть будет равномерно, и скорость вентилятора не будет меняться при остановках. Такой же, скорость не будет меняться, если открыт люк в крыше.

Во-вторых, если регулятор температуры водительской стороны поставить в максимальное положение вверх или вниз, то система поддержания заданной температуры отключится, и система будет охлаждать или нагревать салон на максимальных оборотах вентилятора.  Еще система следит за температурой охлаждающей жидкости, и если мотор еще холодный, то дуть печка не будет, давая сперва быстрее нагреться двигателю. А при повышении температуры охлаждающей жидкости обороты вентилятора и интенсивность работы климатической установки будет повышаться (в режиме нагрева, естественно; в режиме охлаждения дуть будет сразу сильно). Еще одна особенность, если вы сели летом в раскаленную на солнце машину, то система определит что и внутри и за бортом температура очень высокая и при включении кондиционера закроет заслонку рециркуляции, так как в такой ситуации логично охлаждать тот воздух, который уже находится в машине, а не забирать раскаленный воздух с улицы. Помимо этого, если селектор направления потока даже зимой выставить на режим обдува лобового стекла (вверх), то автоматически включится кондиционер для уменьшения влажности в салоне, даже если он был до этого выключен. Таким образом сухой воздух практически сразу уберает запотевание лобового стекла.

Ремонт печки и климат-контроля

В целом, система климат-контроля на вольво этой платформе достаточно надежна, практически все элементы этой системы зачастую служат по 15-20 лет и 300-400 тысяч км пробега без каких-то проблем. Наверное, самой распространенной неприятностью бывает поломка самого мотора печки, часто там либо стираются щетки в двигателе, либо изнашивается подшипник и начинается гул, либо от сгоревшей пыли ухудшается контакт щеток. Но, про ремонт мотора печки на этом сайте есть отдельная статья. Если вентилятор не включается от блока управления, но крутится если на него подать ток напрямую, то вероятная проблема в блоке управления вентилятором. Он находится чуть левее самого вентилятора и имеет большой радиатор, который вставлен в воздуховод для постоянного обдува.

Датчик температуры салона volvo s70 v70 c70На втором месте идет датчик температуры салона (в вольво 850 их два - для левой и правой стороны, в вольво 70й серии оставили только один по середине салона). Интересной особенностью датчика температуры является то, что расположенный на центральной панели возле кнопок включения подогрева стекол, за серой решеткой, он оснащен микро-вентилятором, который всасывает в панель воздух, для более точных показаний. Так вот самая распространенная проблема - это то, что вентилятор забился пылью и больше не может вращаться, при этом блок климата фиксирует ошибку у себя в памяти и при следующем запуске вольво будет мигать оранжевыми светодиодами секунд 30. Если при запуске автомобиля блок климата мигает - значит у него в памяти есть какая-то ошибка. Если же, микро-вентилятор вышел из строя полностью или же сломался сам термо-резистор, то датчик проще заменить на БУ с разбора. Так же, сам терморезистор можно перепаять на новый.

Если при изменении положения селектора направления обдува на блоке климат контроля фактическое направление обдува не меняется, или при изменении температуры печка “зависла” в одном положении и дует либо только горячим или только холодным с какой-то из сторон, то причин может быть 2 - либо надо заменить сам блок климата, либо вышли из строя сервоприводы заслонок. Блок климата поменять не сложно - надо всего лишь вытащить его, отключить два разъёма и вставить другой. А вот с сервоприводами все гораздо сложнее.  С водительской стороны находятся два привода: один отвечает за температуру потока на водительскую сторону, а второй за направление обдува. С пассажирской стороны находятся еще два сервопривода: один отвечает за температуру потока пассажирской стороны, а второй за заслонку рециркуляции воздуха.

Расположение сервоприводов климат контроля volvo s70В зависимости от того, какую проблему испытывает ваша установка, надо лезть в ту или иную часть салона.  Отмечу лишь, что с пассажирской стороны добраться до всего намного проще, там нет педального узла и рулевой колонки. При снятии нижней панели торпеды, что над ногами пассажира (для этого сначала надо вынуть бардачок) вы получите доступ к обоим сервоприводам(а так же к контроллеру вентилятора и самому вентилятору). Немного полежать в неудобной позе и сервоприводы сняты (каждый держится на 3х болтах торкс 15). 

Расположение сервоприводов печки  volvo s70А вот если проблема с сервоприводами, которые расположены с водительской стороны вашей вольво, то вот тут придется пострадать на славу. Здесь так же необходимо снять панель над ногами, но добраться до сервоприводов несколько сложнее. Если лечь на спину на пол головой к педалям и заглянуть вверх, то 2 сервопривода сразу бросятся нам в глаза. Но открутить на них по 3 болта - эта задача для настоящего мазохиста. Задачу очень сильно осложняет большое обилие проходящих рядом проводов обернутых в поролон. Этот поролон от старости крошится и при малейшем прикосновении от него летит очень неприятная пыль прямо в глаза. Так что 

Расположение сервоприводов печки  volvo s70для этой операции обязательно понадобятся стеклянные очки для защиты глаз ифонарь, который крепится на резинке на голову, а так же несколько разных удлинителей для отвертки из набора инструментов - понадобятся все, не сомневайтесь! На то, чтобы снять эти два моторчика заслонок у вас уйдет не меньше часа со всеми подготовительными работами. Видимо, инженеры вольво не рассчитывали на то, чтобы эти приводы снимали без полного разбора торпеды.

Вот собственно и все проблемы, которые обычно возникают. Хотел изложить все кратко, но получилась достаточно объёмная статья.



Добавить комментарий

Ваш комментарий успешно добавлен. Он появится на сайте после модерации.

Комментарии (23):

Сергей: Здравствуйте.При включении печки(не AUT),падают обороты двигателя,затем нормализуются,но иногда двигатель может остановиться.Снимал и чистил моторчик печки,запаха гари нет,щётки не стёрты в подвижном рабочем состоянии.Подшипник смазал щприцем.Блок управления моторчиком почистил кисточкой,поблема осталась,что сделать, подскажите.

Ответ: В статье все написано, в процессе вращения вентилятора задействованы 3 элемента - сам вентилятор, модуль его контроля в воздуховоде рядом и сам электронный блок. Причины могут быть в любом из них. Проверяется методом последовательной замены каждого на исправный, в результате вычисляется виновник. Слава богу, в этой машине до всех этих элементов добраться не сложно, в отличии от современных.

оставлено 08.01.2017 в 15:27
Эдик: Здравствуйте.
Кондер перестал охлаждать салон. Компрессор новый, жидкости все на месте.
Вначале водительская сторона не ожлаждала, через какое-то время другая сторона тоже. Сейчас на третий ряд тоже не идет холодный воздух.
Живу сейчас в ОАЭ временно. Здесь по Вольво найти кого-то вообще не возможно.
Что подскажете? Может как-то напрямую можно, с полным отключением теплого воздуха. Спасибо.

Ответ: Вам надо искать сервис где есть сканер дайс специально для вольво, никак иначе до правды не докопаться.

оставлено 07.09.2016 в 23:33
Иван: Добрый день.
Такая проблема:
Перестал дуть холодным с правой стороны климат, слева все в порядке.
Сначала думал что это блок подогрева сидения он как ни странно тоже влияет на это, но к великому сожалению дело оказалось не в нем.
Тогда я поехал к специалистам которые работают на диллере, но подрабатывают в своем гараже, они подцепили компьютер продиагностировали, разобрали с водительской стороны какой то пластик чтоб подлезть до заслонок.
Итоговый вердикт скорее всего нужно менять сервопривод заслонки какой не ясно.
так вот вопрос а может ли это быть блок климата? сколько стоит? ошибку по диагностике выдает ССМ-0071

Ответ: У нас запчастей на 40ку 08 года просто нет, мы не занимаемся такими машинами. А вообще БУ сервопривод найти можно на разборе думаю... правда понятия не имею сколько он стоит на вашу модель.

оставлено 20.08.2016 в 20:36
Владимир: Подскажите, не работает выставление температуры климата, дует чуть теплым в любом диапазоне кроме максимального, на максимальном жарит. Кондиционер работает.

Ответ: Надо почитать видой блок, если будут какие-то проблемы с заслонками температур, то там это будет отражено. А дальше уже смотреть.

оставлено 09.08.2016 в 21:41
Алекс : Евгений здравствуй. Такая проблема. Печка включается, дует пол минуты и отключается. Глушу машину, по новой включается и опять отключается. Иногда может поработать минут 10. Что это может быть? Сказали что проблема в блоке управления. Поменял на б/у, ничего по сути не поменялось. Продолжает так же глючить. Возможно резистор но говорят что у резистора другие симптомы. Спасибо заранее

Ответ: ну если блок махнули а проблема не ушла то конечно остается только резистор. попробуйте на разборе взять и сразу же проверить ан месте. если не поможет - вернуть сразу ) На самом деле вполне похоже на резистор, ну но же "ЁЖ")

оставлено 05.08.2016 в 02:37
Александр: Евгений Добрый день! Скажите пожалуйста, при замене блока управления климатом на другой такого же года, могут ли быть проблемы с прошивкой?

Ответ: С климатом вряд ли. Если повернуть ключ даже в положение 1 когда будет отключен блок климата - загорится ошибка SRS и ее надо будет стирать дайсом.

оставлено 11.04.2016 в 11:14
XDima: Привет. У тебя написано (Датчик температуры на улице (его так же использует приборная панель и ЭБУ двигателя) Чуть не верно там стоит два датчика один в решётке с левой стороны (он отвечает за климат и и выводит температуру на приборку) Второй стоит с правой стороны воткнутый в лонжерон (он отвечает за ЭБУ)
Возможно я ошибаюсь про датчик солнца. Если ото но стоит середине, около лобового стекла (белая точка и красная лампочка) лампочка сигналка, а вот белая точка (как написано в мануале) это датчик света он отвечает за маленькую крутилку в вертушке включения света (типа для европы притухает свет при встречке)
Мне диагност по вольво говорил, что эти привода надо регулировать.
Вопрос: у меня слегка потеет с водительской стороны, что это может быть?
За статью большое спасибо наконец разобрался какой за что отвечает.

Ответ: Если машина атмосферная, то датчик температуры один. Если турбова или после 99 года то датчиков два. Как-то так.
Что касается белой штуки под стеклом, то я думал что она все же с климатом работает. Что касается европейского режима света, то я его включал - что то ничего не притухало... То есть типа когда едешь ночью и впереди встречная машина, ближний свет тусклее должен стать? Что то я такого не слышал )

оставлено 24.03.2016 в 18:00
Андрей: Добрый день! Подскажите пожалуйста, при включении печьки на максимальные обороты она какбы залипает и невозможно сбавить обороты даже кога выключаю двигатель пока не вытащишь предохранитель. И еще печька кушает акумулятор гдето 1.2 вольта даже если отключаю блок управления. Спасибо!

Ответ: Это похоже на поломку именно самого блока климата. У нас в продаже есть 1 такой блок на 850, с климатом.

оставлено 15.02.2016 в 11:48
Иван: Здравствуйте,подскажите пожалуйста,не меняется направление потока,дует постоянно по центру,пробывал другой блок управления и ничего не изменилось,сейчас снял приводы и перевожу в ручную.Могут ли два привода одновременно навернуться?

Ответ: Запросто. Недавно я чинил вольво s70 - там пришлось поменять сразу 2 привода и сам блок в придачу!

оставлено 14.01.2016 в 18:16
Дмитрий: При работе печки горячий воздух идет только вверх, на ноги идет холодный воздух и так на всех режимах. В чем проблема?

Ответ: Проблема наверное в сервоприводах заслонок.

оставлено 08.01.2016 в 22:35
Роман: не дует на лобовое стекло какую заслонку покрутить кондиционер демонтирован

Ответ: С водительской стороны, если смотреть снизу вверх от педалей то этот сервопривод будет первым, ближе к полу, так сказать. Сервопривод направления потока, у меня он на картинке стрелкой обозначен и подписан.

оставлено 04.01.2016 в 02:15
vitali: zdraste,problema s pe4koj,motor4ik rabotajet otli4no no dujet po4emuto jelijeli,solonij filt menjal bez izmeneniy,kakbutto gdeto 4toto mesajet ili uhodit netuda kuda nado,v4em mozet bit pri4ina

Ответ: В статье все описано! Вышли из строя сервопривод(ы) заслонок. Все в статье описано!

оставлено 27.12.2015 в 20:17
Константин: Добрый день! Проблема в следующем: завожу авто, включаю обдув в ручном режиме, вентилятор заработал. Проходит несколько минут, вентилятор замолкает. И больше не включается, только слышно что релюшка щелкает, пока не заглушишь авто. Завожу еще раз, вентилятор работает. Может все повториться, а может работать и не отключаться. Подскажите, в чем может быть причина?

Ответ: Может быть в блоке управления вентилятором, что левее от мотора самомо, а может быть и сам мотор уже устал и требует замены.

оставлено 24.12.2015 в 13:47
игорь: Здравствуйте! водительская сторона греет отменно а пассажирская еле теплая. При оборотах немного становиться горячее.При холостых почти холодный.

Ответ: В статье все написано подробно! Для пассажирскую и водительскую температура отвечают 2 сервопривода. Если один из них не дует теплым - значит надо снять бардачок, панель под ним и заменить этот сервопривод! Если что, приезжайте, есть сервоприводы.

оставлено 15.12.2015 в 19:41
Владимир: День добрый! Насколько датчик солнца влияет на работу климата и что будет если он отсутствует?

Ответ: Из моего опыта как-то влияет но не особо заметно ) Видимо с разной мощностью немного дует во время солнца )

оставлено 06.12.2015 в 22:15
марина: не идет электричество на двигатель печки .блок на печки который с радиатором проверили исправен.моторчик на прямую подсоединяли работает но греются провода.в чем неисправность.

Ответ: Я к сожалению не телепат, надо щупать с тестером такие дела.

оставлено 05.12.2015 в 10:34
роман: увидел такую вещь,пока машина работает на холостых печка не греет вообще ,стоит только тронутся и дать "гари" печка начинает разогреваться.....

Ответ: а какая при этом температура двигателя до начала движения? полностью ли он прогревается? Надо посмотреть термостат, проблема может быть в нем.

оставлено 28.11.2015 в 10:32
роман: здравствуйте!подскажите,перестала греть печка,дует нормально но холодом

Ответ: Надо прочитать ошибки. Вариантов всего 2: либо датчик температуры салона (находится за маленькой решеткой в блоке климата), либо сервоприводы заслонки температуры, но их 2, отдельно для правой и левой стороны, так что выход из строя сразу обоих - маловероятен. При подключении Виды к машине, можно принудительно менять их положение для проверки.

оставлено 27.11.2015 в 08:44
Кирилл: Здравствуйте подскажите пожалуйста очень долго разогревается печка ели греет может быть причина в термостате ???

Ответ: Это просто проверить, если машина в процессе нагрева (стрелка еще не поднялась до рабочего положения), потрогайте патрубок верхний идущий с двигателя на радиатор. Если он холодный, а мотор теплый, то значит термостат работает. Если он теплый от антифриза, значит термостат залип и гоняет все время воду по большому кругу. В любом случае, замена термостата занимает 10 минут и стоит он не дорого.

оставлено 25.11.2015 в 22:04
Александр: Здравствуйте! Вы пишите что печка не дует пока ДВС холодный. Вы имели в веду в положении AUT? а то при включении обдува в ручном режиме, вентилятор работает. Спасибо!

Ответ: Конечно я имел ввиду автоматический режим. В режиме когда вы сами скорость вентилятора выбираете, вентилятор печки подчиняется. Но когда регулятор в режиме автомата, а климат контроль понимает что в салоне холодно и его надо греть а не охлаждать, то он не будет его нагревать пока не поймет что двигатель греется. Сначала печка вообще будет молчать полностью, как только стрелка температуры "отлипла" от минимального положения, печка начнет чуть чуть поддувать. А уже после 50-60 градусов антифриза начнет в полный рост молотить.

оставлено 21.11.2015 в 17:01
Владимир: Купил машину. Напрягает следующее: Печка сильно шумит на полных оборотах (возможно это нормально, не знаю). При включении потока вверх или вниз дует из раструба еле-еле. На 850 без кондишина было лучше. Зачастую начинаю движение, жду, жду а печка не заводится. Останавливаюсь, выключаю зажигание, завожу по новой печка оживает. Что делать и делать ли вообще?

Ответ: Вообще печка не дует в авто режиме пока температура антифриза не поднимется, она дает сначала нагреться двигателю, а потом начинает греть. Что касается шума, то скорее всего сам мотор вентилятора надо заменить.

оставлено 08.11.2015 в 00:09
петр: не выключается мотор печки. вытаскиваю предохранитель, "обнуляю"мозги", вставляю предохранитель - мотор не крутится, но и не включается. снова "обнуляю"мозги". всё приходит в норуму, но, ненадолго.на диагностике пишет пропадание сигнала CAN шины климатконтроля, или пропадание сигнала DATA-кабеля климатконтроля,(со слов местных диагностов)

Ответ: Попробуйте заменить блок климат контроля на аналогичный с разборки. Думаю что проблема в нем.

оставлено 29.10.2015 в 19:20
Илья: Добрый день!

У меня проблема в 850 95 года, не работает изменение температуры на водителя и направления воздуха.

Что делать с этими приводами? менять?
оставлено 25.10.2015 в 20:13