Справочник по самостоятельному
ремонту и обслуживанию автомобилей VOLVO.

Особенности работы лямбда-зондов (датчиков кислорода). Удаления катализатора, установка обманки для второй лямбды.. VOLVO S70, 850, V70I, C70I, s60I, xc70I, xc90I, s80I

Часто на форумах и в комментариях люди задают вопросы про лямбда-зонды  в вольво: почему их обычно два, на что влияет каждый из них и на какие их можно и нужно заменять в случае выхода их из строя.

Для начала сразу объясню, что первый датчик кислорода, который расположен ближе к двигателю - этот датчик участвует в приготовлении смеси. Блок управления двигателем ориентируется на на показания этого датчика, а так же на показание расходомера (ДМРВ) и по этим данным регулирует время открытие форсунок, чтобы поддерживать соотношение топлива и воздуха в топливной смеси на оптимальном уровне. Если смесь во время приготовления некорректная, то по содержанию кислорода в выхлопных газах мозги двигателя это определяют именно используя данные с первого лямбда-зонда.

Теперь что касается второго лямбда-зонда, который находится после катализатора.

Этот датчик служит для оценки работы катализатора - проверяет, на сколько чистый выхлоп получается после прохождения его через катализатор. Вопреки заблуждению большого количества людей, этот датчик нужен только для этого - в приготовлении топливной смеси он не участвует никоим образом. Его присутствие в автомобиле  обусловлено ничем иным как заботой об окружающей среде. В случае, если катализатор истратил свои ресурс или вместо бензина вам в бак попала какая-то субстанция низкого качества, то второй датчик кислорода это учует и выдаст вам ошибку на приборной панели. При этом оба датчика, передний и задний, по сути, абсолютно одинаковые и различаются только длинной провода (хотя многие думают что они разные - ведь стоят в магазине они по-разному).

Датчик кислорода вольвоТеперь пару слов об устройстве лямбда-зондов и их замене. 95% лямбда зондов приблизительно одинаковые - принцип работы у всех один и тот же: в зависимости от количества кислорода они передают напряжение от 0.1 до 1 вольта. Существуют еще широкополосные лямбда-зонды, но к вольво они не имеют никакого отношения, поэтому мы их рассматривать не будем. Для того чтобы лямбда-зонд работал правильно, ему необходимо быть нагретым до примерно 300 градусов, но в выхлопной системе это не проблема. Для того, чтобы при запуске машины датчик прогрелся быстрее и быстрее стал показывать адекватные данные, в него обычно вставлен встроенные подогреватель.  Это все касается распространенных циркониевых зондов. Существуют еще титановые лямбды, но они встречаются крайне редко, на вольво они устанавливались на двигатели B5252, у них другой принцип работы, и заменить такую лямбду на обычную не возможно в виду разных прицепов работы, так что владельцем двигателей 5252 не повезло. Но эти датчики не получили распространения.

Датчики кислорода на разных машинах могут иметь разное количество проводов - от одного до четырех. В автомобилях вольво используются 4х проводные датчики: два провода на подогреватель,  сигнальный и земля. Поэтому, при выходе из строя лямбда-зонда, можно не разоряться на оригинальный датчик с “родной” фишкой. Самое правильное решение это покупка универсального датчика Bosch с 4мя проводами. В этом датчике в комплекте идет специальные клеммы, чтобы, отрезав фишку с куском провода от старой лямбды, соединить их с новым датчиком.  При цене оригинального датчика более 4 тысяч рублей, универсальный датчик Бош я покупал за 1600 рублей. При этом, я знаю людей, которые покупали такой же 4х проводной датчик менее известных фирм и за 1000 рублей, но как-то Бошу я больше доверяю.

Замена лямбда зонда вольвоВообще выход из строя лямбда-зонда всегда сопровождается повышенным расходом топлива. На автомобилях вольво при потере контакта или при сильно неадекватных показаниях датчика загорается ошибка. Однако, со временем, думаю не меньше чем после 100-150 тысяч километров пробега, датчик может износится и начать замедлять свою работу, то есть медленнее реагировать на изменение остаточного кислорода в выхлопных газах. При этом показания его будут адекватные, просто напряжение он начинает подавать с замедлением (вероятно это связанно с замедлением химических реакций). В результате этого расход топлива сильно возрастает, а блок управления двигателем ошибок не выдаёт. Так что если у вас сильно вырос расход топлива, и все остальные причины вы уже исключили, то вероятно пора сменить лямбду (у меня такое было), но менять, естественно, следует только переднюю.

Удаление катализатора

Катализатор, так или иначе, рано или поздно, выходит из строя. При этом на приборке зажигается ошибка - вторая лямбда сигнализирует о том, что катализатор не работает правильно. Помимо этого, в особо запущенных случаях, он осыпается внутри своего корпуса и начинает издавать неприятное громыхание. Новый катализатор стоит достаточно дорого, поэтому обычный путь - это просто вырезать его и вварить вместо него либо простую трубу, либо пламегаситель, либо резонатор. Сразу скажу, что самым правильным будет найти подходящий по размеру резонатор, чтобы после удаления катализатор сильно не увеличилась громкость выхлопа. При установке трубы или прямоточного пламегасителя мотор станет лучше “дышать” на верхах, но звук двигателя станет ниже и громче. Кому-то это нравится, кому-то - нет, так что необходимо это сразу же учесть при принятии решения об удалении катализатора.

Обманка для второй лямбды

Обманка для второй лямбдыЧто же касается устранения ошибки из-за отсутствия катализатора, то для этого есть просто решение, проверенное тысячами людей на разных автомобилях (включая меня самого на моей volvo s70). Оно состоит в установке небольшой муфты между лямбда-зондом и выхлопной трубой. То есть датчик вкручивается в свое место в выхлопной системе через небольшую проставку. За счет этого сенсор датчика извлекается из потока выхлопных газов и начинает показывать данные, похожие на успешную работу катализатора. Стоимость такой металлической обманки около 300-400 рублей. Установка - примерно столько же, если самому не охота морочиться.  На автомобилях вольво этот способ работает так же прекрасно, как и на других.

Существует еще 2 способа: один это перепрограммирование мозгов двигателя (но это сложно) и установка в цепь зонда диода - что тоже более сложный вариант на мой взгляд.

Вот такой вот небольшой ликбез получился.

Что касается универсального датчика, то я уже 40 тысяч без проблем езжу с универсальным бошевским с номером 0258968503 - все отлично работает.



Добавить комментарий

Ваш комментарий успешно добавлен. Он появится на сайте после модерации.

Комментарии (39):

Николай: у меня интересная проблема: загорелся чек, диагностика выявила неисправность первого лямбда (по работе), после его замены на бош (ВАЗовский) появилась ошибка- неисправность цепи подогрева кислородного датчика, причем неисправность эта на обоих датчиках

Ответ: Я вам по могу помочь только по автомобилями вольво. про особенности работы работы ЭБУ на акценте ничего не знаю. Возможно ей не подходят эти датчики.

оставлено 22.02.2017 в 09:46
Александр: Здравствуйте у меня лямбда стоит в катализаторе но он прогорел купил другой новый катализатор но он пришёл без отв под лямбда зонд если просверлить отверстие в нем и нарезать резьбу лямбда правильно будет работать или ей нужна такая же высота установки как и в старом католизаторе? И что если лямбду перенести в коллектор???

Ответ: если у вас 2 лямбды в системе то одну поставть ПЕРЕД катализатором (прямо вварить гайку в трубу, не в коллектор), вторую ПОСЛЕ катализатора. В сам катализатор не надо врезать ее, разницы не будет, а вот в какой части катализатора находится сама сетка не известно, можно ее повредить.

оставлено 20.02.2017 в 21:49
сергей: здравствуйте, подскажите пожалуйста! катализатора нет (вварена труба, посадочного места для датчика лямбды нет, из днища торчат провода (4)для этого датчика) чек жалуется на обрыв цепи второго датчика на который все обманку ставят, а мне как ее установить?

Ответ: ну купить новую лямбду от ваза, трубу снять и вварить в нее муфту под лямбда-зонд по типу того как выглядит обманка.

оставлено 07.02.2017 в 10:57
максим: здравствуйте поскажите пожалуйста номер лямбды (она у меня одна 5254) бош недорогой который будет норм работать,а то их море .перепаяю сам

Ответ: Только недавно ставил себе Bosch 0 258 006 537. Покупал в экзисте за 1600. Работает прекрасно. Это лямбда идет с фишкой для ВАЗа. До этого ставил такие же только для Волги ) Короче отличаются они только длинной провода и фишкой.

оставлено 08.10.2016 в 22:13
Сергей: Подскажите у меня американка на ней 4 лямда зонтов какой верхний главный на него ошибка

Ответ: у вас 4 зонда, из них 2 передних что ближе к моторы это главные, а те 2 что после катализатор - это дополнительные.

оставлено 16.08.2016 в 13:39
Alexey: Здравствуйте! извините у меня такой вопрос: Загорелся чек, сильно увеличился расход, с 12л/100 км до сначала 14,2л/100 км, потом 16,4л/100 км, сейчас 17,8л/100 км. Диагностика показала неисправность первого лямбда-зонда. Скажите какой лямбда-зонд подходит для моего двигателя?

Ответ: На эти моторы ставились разные лямбды. Скорее всего там стоит уже 5ти проводной широкополосный зонд, стоимость самого дешевого около 8 тысяч рублей (бош). Если лямбда с 5 проводами, то поставить лямбду для ваза не получится - другой принцип работы.

оставлено 21.01.2016 в 15:04
Сергей: Скажите пожалуйста, убрал катализатор, что будет если не ставить обманку на второй лямбда зонд?

Ответ: Ошибка будет часто загораться на приборке о низкой эффективности работы катализатора.

оставлено 19.01.2016 в 10:08
Гомер: Добрый вечер! Пожалуйста помогите если сможете уже как год не могу найти провода к лямбдазонду!
Датчик купил 4 контактный титановый но подключить не могу! НЕТУ ПРОВОДОВ И ФИШКИ ДО МЕНЯ КТО ТО ВЫДЕРНУЛ! Откуда примерно тянутся провода к датчику? Заранее благодарен

Ответ: Тянутся провода к блоку управления двигателем, он рядом с горловиной для заливки омывающей жидкости. Распиновку можно поискать на схемах.

оставлено 17.01.2016 в 16:30
Родион: Если убрать первую лямду что может произойти

Ответ: Ничего, будет конский расход топлива, горящий чек на приборке и черные свечи )

оставлено 12.01.2016 в 15:35
Андрей: Шумит катализатор. Если его выбить и поставить обманку на 2 лямбда зонд то звук выхлопа станет громче? И как выбивать катализатор- нужно разбирать?

Ответ: Если убирать катализатор, то надо ставить обманку на второй зонд. Катализатор не надо "выбивать". Его надо вырезать и вместо него поставить какую то замену в виде резонатора, так как катализатор сильно глушит звук выхлопа. Если просто вырезать или выбить кат, то будет звук громче и ниже.

оставлено 22.12.2015 в 23:36
Александр: Выбил катализатор стоят две лямды запустил мотор работает как и работал чуть громче вроде только на выхлопе с форсажом чек не горит но почернела труба и продолжает чернеть расход тоже увеличился . Стоит ли отключать второй датчик лямды и повлияет ли это и как на расход и работу матора

Ответ: Все зависит от того, какой контроллер на вашем моторе и как он работает. Но обычно, если была вторая лябмда, то нужно на нее ставить обманку.

оставлено 22.12.2015 в 19:56
Руслан: добрый день!! У меня вопрос такой, на моей машине не работают 2 лямда после катализатора хочу заменить, но для сведения могли бы вы объяснить влияют ли они на работу двигателя, расход динамику и т.п. аналогично перед катализатором для чего служат?

Ответ: Возможно влияют, возможно нет. В любом случае обманки ставить надо при удалении ката, но как это отразится на динамике и расходе на мерседесе не могу сказать, так как не знаю алгоритмов контроллера двигателя на мерсе. Если же речь не идет о замене катализатор а просто ошибки по лямбдам, то их обязательно надо заменить, так как даже если они не "готовят" смесь как первые лямбды, то их неисправность влияет на расход обычно.

оставлено 11.12.2015 в 08:46
антон: Что будет если на двигатель с обьемем 1.6 поставить первую лямбду аналог с двигателя объёмом от 2,3 до 4 л?

Ответ: Если лямбды 4х проводные то ничего скорее всего не будет, будет все работать как обычно.

оставлено 02.12.2015 в 08:29
Андрей: Добрый день, хочу у Вас узнать какое должно быть сопротивление нагревателя на 4-х контактном лямбда-зонде volvo 8658237. На той что у меня сопротивление 3,1 Ohm. Это нормально или нагревателю уже кирдык?

Ответ: Не знаю, но вроде они разные бывают по сопротивлению

оставлено 27.10.2015 в 16:37
Петр: Машина 2000 г.двигатель В5244S2 .подскажите на 1 ом. д/к 4 е провода , два нагреватель ( в моем случае ж/п и з/п потолще провода) и сигнальный з/п но потоньше , и ж/б масса .Я правильно понимаю ?Меня интересует масса (желто /белый провод ) тестером мерю нормально показывает а вот контролькой (лампочка 10 ват )горит тускло , так понимаю масса плохая где смотреть дабы не вскрывать весь шлейф ?
оставлено 26.10.2015 в 12:06
Олег: Доброго времени суток, пришлось удалить катализатор, хочу установить механическую обманку лямбда-зонда http://obmanka-katalizatora.ru/mehanicheskaya-obmanka-lyambda-zonda/ поможет ли она мне убрать ошибку №420

Ответ: Должна помочь

оставлено 30.09.2015 в 16:32
Михаил: Спасибо, за ответ. На моей S60 1-й датчик широкополосный 4-х проводный (8658237), 2-ой обычный стоковый тоже 4 провода. Поэтому от универсального пришлось отказаться, был куплен и установлен DENSO DOX-0412.
оставлено 28.09.2015 в 21:43
Михаил: День добрый! Диагностика показала неисправность первой лямбды. Номер 8658237. Я проверил, есть обрыв подогрева. При отключенной лямбде на сигнальном проводе (зажигание включено, двигатель не работает): на 1-ой напряжение около 2,7 В; на 2-ой напряжение около 20 мВ. Цепи подогрева рабочие. Возможно заменить родную лямбду 8658237, на универсальную bosh 0 258 986602 (новая, осталась от второй машины). Или покупать что-то вроде DOX-0412. Спасибо!

Ответ: Если осталась почему бы не поменять для пробы, но на вашей лямбде вроде 5 проводов а на универсальной может быть 4? Если нет то попробуйте, хотя может быть ошибка по подогреву из-за несовпадения сопротивления нагревателя.

оставлено 12.09.2015 в 16:09
Максим: Двигатель 3.2 горит ошибка по одной из вторых лямбд. Подойдет ли универсальная лямбда бош на этот двигатель?
оставлено 10.09.2015 в 09:21
Олег: Добрый день, подскажите пожалуйста у меня на вольво хс90 Т6 на штанах стоят два датчика лямбда зонд, на диагностике сказали, что 1 датчик плохо работает и поэтому выскакивает чек, какой из них 1, слева или справа по ходу движения?
оставлено 04.09.2015 в 11:25
Юрий: Здравствуйте! Машина конечно не вольво, но вопросы то одни и те же.... катализатор выбит, вторая лямбда сломана пополамё чек не горит, расход 6,8 по городу, при 90 5,5л.... стоит ли менять вторую лямбду на новую? Заранее спасибо......!

Ответ: Если чек не горит и расход в порядке - то ответ однозначный - нет. Не стоит чинить то, что не сломалось. Может быть вторую лямбду отключили программно в контроллере двигателя или еще как-то решили проблему.

оставлено 14.08.2015 в 08:21
Сергей: скажите пожалуйста где стоит первый лям Спасибо

Ответ: Оба стоят внизу, на выхлопе, сверху не достать, только на подъемнике их сразу будет видно оба!

оставлено 27.07.2015 в 12:35
Миша: Здравствуйте! У меня тоже чек загорелся и выдает ошибку на первый лямбда зонд, сказали что лямбда то работает то нет. Такой вопрос у меня, влияет ли работа лямбда зонда на звук двигателя? кажется у меня звук стал громче.

Ответ: Нет на звук не влияет никаким образом.

оставлено 09.07.2015 в 07:01
Денис: После замены первого датчика начала дымить как тепловоз (черный дым), катализатора нет! Подскажите что можно сделать с этим?

Ответ: Надо читать компьютером ошибки. Из-за замены обычно такого не происходит даже если лямбда плохая.

оставлено 31.05.2015 в 22:36
Юрий: Скажите пожалуйста, Загорелся чек, диагностика(VIDA) показала не исправность второго и первого датчика кислорода. Сказали плохой бензин (заправился на газпроме) поехал на заправку долил пол бака ТНК . Покатался часика два горит, скидываю клему обратно накидываю завожу погас, опять глушу, завожу горит! менять оба датчика или весь бак выкатать? Машина мощность не потеряла, рывок нормальный.

Ответ: нужны конкретные коды ошибок. Скорее всего лямбду (или обе) придется поменять. От плохого топлива ошибки другие - уж точно не о выходе из строя лямбды.

оставлено 23.05.2015 в 17:27
олег: А с установленным пламегасителем и обманкой качество бензина уже на важно??
У меня ХС90 3,2 л., там две гофры и соответственно 2 вторых лямбды стоит, а первых там сколько, тоже две??
Так же, на 3,2 л., стоят 4 катализатора: 2 верхних, под коллектором и 2 нижних, за лямбдами. Какую функцию несут 2 нижних, если они стоят за лямбдами? Может их совсем удалить безвозвратно?
Я что то слышал про электронную обманку - это что?
И еще; как лучше произвести замену катализатора на 3,2 л., чтобы не было ошибок??

Ответ: Тут вопрос риторический - а зачем вообще их удалять? Машины с этими моторами (3.2) начали выпускать кажется с 2007 года, и катализаторы обычно еще живые. Если у вас помер катализатор, то я бы просто посоветовал подобрать по размеру 2 универсальных катализатора и врезать их вместо первых 2х, которые идут в самих коллекторах. а 2 вторых катализатора просто заменить прямой трубой или пламегасителями. Использовать обманки на этим двигателе я бы не советовал, так как это может привести к некорректной работе контроллера - может повыситься расход или упасть мощность к примеру.

оставлено 19.05.2015 в 22:52
Александр: Будьте любезны,объясните как обмануть титановую лямбду на B5252.Катализатор увы пришлось выбить.

Ответ: У вас одна лямбда стоит кажется, ее не надо обманывать. Она не следит за катализатором так как стоит до него. Выбили катализатор и ездите дальше без проблем! )

оставлено 16.05.2015 в 20:28
Максим: Живу в деревне подскажешь где и как спрашивать мне обманку на второй датчик лямбды? Заранее спасибо!!!

Ответ: Да на авто рынках про них знают. Или у токаря можно заказать знакомого. По сути это всего навсего металлическая муфта-проставка.

оставлено 16.05.2015 в 09:47
Илья: Добрый день! Горит чек - катализатор. Сканер выдает ошибку B1C1. Пожалуйста, подскажите что это?

Ответ: На автомобилях вольво с 99 года до наших дней надо читать ошибки только оригинальным сканером DiCE и диллерской программой VIDA. Там все покажет и расскажет как устранить. Если вы в москве - приезжайте на диагностику, все посмотрим.

оставлено 07.05.2015 в 12:21
Матвей: И какой куда датчик подсоеденятс должен ? а то я снимал коробку и возможно перепутал фишки местами , расход 25 литров на 100 (((
оставлено 27.04.2015 в 16:27
Матвей: Подойдет ли датчик от ваз 2110 он тоже бош 4 контактный ?

Ответ: По идее да. Главное правильно подключить. Лучше купить универсальный бош так как там в комплекте клеммы.

оставлено 27.04.2015 в 16:24
Александр: немного разобрался, в основном большинство лямбд одной конструкции, разница в сопротивлении нагревателя, поэтому люди ставят лямбды bosch от ТАЗов подбирая по сопротивлению нагревателя и перепаивают разьемы конечно

Ответ: Существуют универсальные лямбды Bosch - 4х контактные. Работают превосходно. У них есть специальные клеммы в комплекте для соединения с проводом от старого зонда. На моей машине стоит лямбда бош номер 0258968503 - я покупал её за 1600 рублей в экзисте полтора года назад. Сейчас ее цена около 2100 рублей. В наличии она есть. Рекомендую купить ее и не париться - я проехал на ней уже 40 тысяч - никаких проблем, достойная замена оригинала. (Только если дело не касается 10 клапанника - там она другая может быть).

оставлено 30.03.2015 в 23:56
Александр: Хотелось бы поконкретнее про второй лямбда, какой сигнал он должен выдавать двигателю?

Ответ: Какой точно сигнал давать он должен не скажу, надо мерить. Но с проставкой и без катализатора работает отлично - как будто катализатор на месте.

оставлено 30.03.2015 в 05:35
Александр: Так если датчики одинаковые, если устал первый, те медленно переключается, может стоит их просто менять местами?

Ответ: Поменять местами можно без проблем - главное чтобы провода хватило, у первой лямбды он обычно короче. Главное поменять местами и фишки и сами лямбды местами тоже. Должно все быть хорошо, при условии что вторая лямбда на вашей вольво - живая.

оставлено 30.03.2015 в 05:29
кантик: можно ли е3дить без второго датчика? повлияет ли это на расход? или на ЭБУ. хочу поставить паук в место ката, но паук у меня только под один датчик,а перепрошиться на е2 пока денег нет

Ответ: Самый правильный способ это вварить место под второй датчик и поставить датчик через вставку-обманку. Если ездить без датчика, то постоянно будет ошибка, что датчика нет. А с обманкой, ЭБУ будет думать что даже катализатор на месте.

оставлено 18.03.2015 в 15:41
игорб: Постоянно загорается ошибка по второму лямба зонду. Проводка исправна. менял два датчика бош 505 .ничего не помогло.

Ответ: Ну тут не могу ничего сказать.

оставлено 24.01.2015 в 21:14
Андрей: Евгений , добрый вечер. XC 70 2005 год 2,5Т. Убрал катализатор,поставил новый лямбда зонд через обманку. Сбросил ошибку. Кроме ошибки Р0036 ,появились дополнительно Р0136,Р0140,Р0141. Что еще можно сделать?

Ответ: Насколько я понимаю, все эти ошибки по первой лямбде, а не по второй, где стоит обманка.

оставлено 20.01.2015 в 15:58
Андрей: Катализатор в норме , нет сигнала от 2-го датчика.С ним что делать ,менять?

Ответ: Если нет сигнала, то сначала проверить тестером проводку а потом менять.

оставлено 29.12.2014 в 20:15
Андрей: Добрый день. Постоянно горит ошибка двигателя. На сервисе показал ошибку ,нет сигнала от 2-го лямбда зонда. Стоит ли его менять? Или обойдется обманкой. Расход на трассе при скорости 110-120 около 12 литров.

Ответ: Поменять конечно стоит, но поставить неоригинал - универсальный датчик БОШ. Если катализатор вышел из строя то можно тогда вторую лямбду поставить через обманку (вкрутить в трубу через проставку). Расход великоват. На скорости 110-120 расход не должен превышать 10 литров (а в идеале - 8).

оставлено 29.12.2014 в 16:47